Главная / Новости / Закон об учете и транспортировке древесины в действии

Закон об учете и транспортировке древесины в действии

Мы  продолжаем знакомить всех заинтересованных лиц с тем, как идет реализация правовых норм 415-го Федерального закона об учете древесины и сделок с ней. Почему закон приобрел особую актуальность и как принимают его те, для кого он был написан? Сегодня на наши вопросы отвечает заместитель директора департамента лесного хозяйства министерства природных ресурсов и экологии Тульской области Роман Вавруш.

–Роман Томашович, у вас после принятия всех необходимых нормативно-правовых актов 415-го ФЗ должно быть ощущение, что называется, гора с плеч. Так ли это? И в чем сейчас состоит основная задача департамента?

– Знаете, ощущения горы с плеч точно нет. Работы еще предстоит много, хотя и сделано немало. Вы наверняка помните, что процесс разработки закона начался после поручений президента о необходимости борьбы с незаконными рубками и учета лесоматериалов. Согласование и принятие 415-го ФЗ в оптимальные сроки стали возможны благодаря совместным слаженным действиям Правительства Российской Федерации, Минприроды России и смежных министерств, Рослесхоза, депутатов Государственной Думы и экспертов отраслевого сообщества. На стадии разработки закона было много полярных мнений. Некоторые говорили, что закон должен быть предельно жестким. Другие, чаще всего предприниматели, уверяли, что закон либо совсем не нужен, либо необходимо сделать его максимально мягким. В результате этой полемики получился тот закон, который сегодня у нас есть.

– Его можно назвать компромиссным?

– Да, получился, безусловно, компромиссный вариант. Строгий к нарушителям, но достаточно простой для подготовленного исполнителя. Закон был подписан президентом в декабре 2013-го, а в марте 2014-го Правительство РФ поручило Минприроды России, Минэкономразвития и Минкомсвязи разработать, согласовать и утвердить почти полтора десятка постановлений и распоряжений правительства. В январе председатель правительства подписал последние постановления в развитие 415-го ФЗ, и этот «бумажный» этап работы в рамках подготовки закона закончился. Сейчас наступил этап консультирования отраслевого сообщества. Мы регулярно собираем местных предпринимателей, разъясняем нормы закона. Мы в ежедневном режиме консультируем по телефону, электронной почте, всех, у кого возникают вопросы по реализации 415-го ФЗ. И вот любопытный показательный факт. Если в начале января мы фиксировали порядка 10 вопросов в неделю, не считая повторяющихся, то на этой неделе поступило всего два. Так что на большинство самых актуальных, волнующих отраслевое сообщество вопросов мы ответы уже дали. Это позитивная динамика, свидетельствующая о том, что люди понимают закон и понимают, как правильно в рамках его действовать. Ожидаем нового всплеска вопросов ближе к введению новых норм закона – в мае – июне.

– Первый этап реализации 415-го ФЗ начался 1 июля 2014 года, после введения в действие нормы о наличии сопроводительного документа при транспортировке древесины. Полгода отводилось на то, чтобы лесопользователи привыкли к нововведению. А с 1 января 2015 года уже предусмотрена административная ответственность за отсутствие такого документа или его неверное заполнение. Появились ли первые административные дела?

– В Тульской области с 1 января начались контрольные мероприятия по проверке наличия и правильности заполнения сопроводительного документа. Надо признать, что для выводов прошло еще недостаточно времени, первые административные дела еще не появились. Важно, чтобы предприниматели продолжили начатую работу по подготовке сотрудников и производственной документации к требованиям 415-го ФЗ и посмотрели на полгода вперед, чтобы не запоздать с этим по другим требованиям закона. А мы с сотрудниками департамента поможем.

– Что является наиболее частым нарушением? На что стоит обратить внимание предпринимателям и перевозчикам?

– Прежде всего не нужно недооценивать важности сопроводительного документа. Административная ответственность за его отсутствие или неправильное заполнение суровая – от 500 до 700 тыс. рублей с конфискацией древесины и/или транспортных средств для юридических лиц и от 30 до 50 тыс. рублей для должностных лиц. Процедура заполнения сопроводительного документа – дело несложное, понятное подготовленному сотруднику предприятия. Такого сотрудника нужно наделить соответствующими полномочиями и документально их оформить. Если же требуется обучить специалиста – это обязательно нужно сделать. Предпринимателям и перевозчикам следует обратить внимание на несколько моментов, по которым ошибки происходят чаще всего: это правильность наименований сортиментов и пород древесины, необходимость заполнения всех полей сопроводительного документа, за исключением сделки с древесиной (вступит в силу с 1 июля 2015 года) и количества сортиментов ценных пород (только при вывозе дуба, бука и ясеня с территории Российской Федерации).

– Каков ваш прогноз, какие нормы соблюдать будет сложнее всего?

– Я уверен, что при систематической подготовке сложностей не будет. Другое дело, если кто-то спохватится готовить свое предприятие или учреждение ближе к 1 июля. Вот тогда однозначно будет сложно, и там будут административные дела даже не за неисполнение норм закона, а за его неправильное исполнение.

– Учет древесины для собственных нужд граждан теперь стал обязанностью органов лесного хозяйства субъектов Федерации. В нашей области, как известно, данная обязанность возложена на лесничества. Приходится ли вам выслушивать недовольство сотрудников лесничеств на местах?

– В сфере учета древесины для собственных нужд граждан во многом ситуация развивалась стихийно. Сейчас в Лесном кодексе прописан запрет на отчуждение древесины для собственных нужд граждан и появились требования по учету древесины до ее вывоза из леса. Обязанность контроля – на специалистах лесничеств и сотрудниках департамента. Эту работу нужно организовать. В тех лесничествах, где это было налажено, не потребуется никаких дополнительных усилий. Там, где дело организовано слабо, будет нужна серьезная подготовка.

– Когда можно будет с уверенностью сказать, что цели, которые ставили разработчики 415-го ФЗ, достигнуты?

– Первые итоги уже появились. Мы видим сокращение объемов заготовки древесины для собственных нужд граждан. Это показатель того, что запрет, который в законе прописан, реально действует.

– Получается, что с учетом нынешних экономических реалий 415-й ФЗ сработал на опережение.

– Совершенно верно. С 1 июля 2015 года, когда вступят в силу нормы в части учета сделок с древесиной, это будет уже полноценный закон. А в полную силу он заработает с 1 января 2016 года, когда начнут применяться административные штрафы за нарушения в учете сделок. Выводы о масштабах прямых и косвенных экономических эффектов применения закона, я уверен, можно будет сделать уже в конце 2016 года.

Внештатный корреспондент Анна Аксенова.